Анализ 95% арбитражных дел по всей России за 2017-2021 годы по искусственному дроблению позволил нам раскрыть общую картину и основные тенденции «в среднем» по бизнесу. Ключевые выводы представлены в «Гиде по обвинениям в искусственном дроблении».
«Гид» имеет огромную популярность как у собственников бизнеса, так и внешних консультантов. Однако у каждого из направлений бизнеса есть свои особенности.
Например, с нюансами обвинений в дроблении производственных компаний мы разбирались здесь. Теперь поговорим о рознице.
К рознице мы относим:
Доля розничной торговли в проанализированных делах составила более 24%, то есть почти каждое четвертое дело. Таким образом, производство и розничная торговля в целом делят между собой первое место по претензиям ФНС.
По рознице такой же процент «успешности» действий ФНС, как и в среднем по всем отраслям — 78% удовлетворенных на 22% неудовлетворенных требований ФНС.
Естественно, в рознице кардинально отличаются цели создания группы компаний (далее — ГК). Основной целью дробления является попытка сохранить право на УСН (50%) и, до 2021 года, ЕНВД (51% против 7% в других отраслях). На третьем со значительным отставанием — завышение расходов по общей системе налогообложения (налог на прибыль или НДФЛ) с 10%.
Рейтинг признаков, по которым суды отличают «козлищ от агнцев» в рознице, в целом не отличается от общего. Но приоритеты претензий налоговых органов и восприимчивость судов к ним все же иные.
Два самых популярных признака дробления такие же как у всех — это:
взаимозависимость субъектов группы;
дробление в целях применения спецрежимов.
Другие признаки расположены в рейтинге «опасности» в немного ином порядке. Но ключевое отличие заключается в их классе опасности Напомним, класс опасности - это произведение процента дел, в которых признак упоминается, на процент дел, в которых данный признак стал основанием для взыскания сумм налогов. Класс опасности означает, какая вероятность быть привлеченным к налоговой ответственности при наличии соответствующего признака.
1) Общие вывески, сайты, обозначения, адреса, банки и пр.
В рознице угроза данного признака равна 64% против 42% у остальных отраслей. То есть в 64% из дел доказано искусственное дробление при наличии общих вывесок и пр.
Если этот признак установлен судом, с вероятностью 85% дело закончится проигрышем.
И действительно, внятных объяснений, почему «самостоятельные» субъекты работают под одной вывеской, с одинаковым оформлением и единым сайтом - мы почти не встретили. Хотя бы потому, что «задним числом», то есть во время выездной проверки, найти такое объяснение практически нереально.
Здесь же - использование одних IP и MAC-адресов, единых контактных номеров в банковских карточках с образцами подписей, общие страницы в социальных сетях и т.п., что все чаще упоминается в свежих делахРешение АС Курской области от 14.10.2020 по делу №А35-1339/2020, Решение АС Томской области от 24.02.2021 по делу №А67-9229/2018, Решение АС Республики Коми от 22.07.2020 по делу №А29-11956/2018.
Это самый «розничный» признак: из 39 его упоминаний в целом (из более чем 450 дел) 31 приходится именно на розницу. И почти самый «убойный» для нее: гарантия проигрыша 97%. Он часто выступает ключевым доказательством искусственности разделения субъектов предпринимательской деятельности, вокруг которого выстраивается правовая позиция ФНС. Исключения сводятся чаще к ошибкам проверяющих: заглянули лишь в одну из нескольких розничных точек (остальное домыслили), забыли произвести фото/видео фиксацию и тп.
Честно говоря, это не только самый розничный признак. Но и самый бутафорский. И мы опасаемся подобных ухищрений при патентной системе налогообложения, возможность применения которой в рознице с площадью до 150 кв.м. законодатель все-таки разрешил п.п. 3 п. 6 ст. 346.43 НК РФ в редакции ФЗ от 23.11.2020 №373-ФЗ.
Отсутствие перегородок, общий вход, единая касса и товар разных ИП на одной полке верный путь к доначислениям Решение АС Нижегородской области от 05.10.2020 по делу №А43-11112/2019, Решение АС Республики Коми от 22.07.2020 по делу №А29-11956/2018, Решение АС Краснодарского края от 03.07.2020 по делу №А32-57591/2019. Очень рассчитываем на то, что розничный бизнес уже отказался от этой «остроумной» идеи, провел реконструкцию или капитальный ремонт, а в обновленных магазинах или павильонах нет и следа подобного признака.
3) Формальное перераспределение персонала.
Класс опасности этого признака в рознице выше в 1,5 раза (49% против 29% в остальных отраслях). Прежде всего это касается общего персонала в торговых залах, которые продают товар независимо от того, кому он принадлежит и на чьих полках находится. Впрочем, миграцию персонала между точками продаж тоже довольно легко установить. Свежая практика судов тому доказательство: налоговый орган фиксирует порядок найма персонала, анализирует фактические связи подчинения между работниками налогоплательщика и связанных лиц, устанавливает лицо, выплачивающее заработную плату линейным сотрудникам, устанавливает факты участия работников разных субъектов на одних и тех же общих бизнес-процессах и т.п Решение АС Челябинской области от 21.10.2020 по делу №А76-17047/2018, Решение АС Томской области от 24.02.2021 по делу №А67-9229/2018.
«Эффективность» признака достаточна высока — 91%. То есть при его обнаружении вероятность проиграть дело очень большая.
4) Товар или иное имущество перемешано.
Этот признак более чем в 3 раза опаснее для розницы, чем для бизнеса в среднем — 19% против 6%. Речь идет не только о том, что фактически невозможно определить собственника товара (все лежит в одной куче), но и о перемешивании сезонного товара, который возвращается на склад «оптовика», а в новом сезоне комплектуется заново в другие магазины, а также о миграции «залежалого» товара между розничными точками разных субъектов. При наличии такого признака вероятность получить взыскание — 100%.
5) ИП в группе компаний — это сотрудники или родственники.
В рознице почти в 2,5 раза чаще привлекают «своих» людей для построения группы компаний. Наиболее плачевная ситуация наблюдается вследствие желания снизить оборот на розничных предприятиях до требований «упрощенки» и внедрения так называемых «комитентов» (обычно сотрудников или родственников в статусе ИП), приобретающих товар в одном месте и реализующих через агентский договор во все магазины виртуальной сети. Ситуация еще более осложняется тем, что в подавляющем большинстве случаев разделить ИП-комитентов по группам товаров обречена на провал — в течение 3-4 месяцев потоки товара полностью перемешиваются.
6) Создание схемы перед расширением.
Необходимость сохранять спец. режимы и, как следствие, создание новых субъектов под открытие новых магазинов, приводят к тому, что в розничной торговле в два раза чаще налоговые схемы появляются перед расширением бизнеса и ростом экономических показателей — 21% против 12%. Проанализированные арбитражные дела касаются налоговых проверок, охвативших как раз период быстрого и массового открытия новых магазинов (обычно в пику наступления федеральных розничных сетей), в связи с чем в ближайшие годы, как мы полагаем, упоминание данного признака сократится — общий экономический кризис, пандемия и снижение покупательского спроса сделают свое дело.
Типичные модели построения розничного бизнеса, которые привлекают внимание контролирующих органов, выглядят следующим образом:
1) ООО (или ИП) самостоятельно занимается розницей. Помимо основной деятельности оно сдает в аренду торговые помещения, оборудование или АЗС подконтрольным субъектам (компаниям или ИП), также торгующими в розницу.
Подобная картина имела место в 60% дел, связанных с розницей. И в 84% их них суд встал на сторону налогового органа.
Как правило, основным признаком, который выдает искусственность дробления в таких случаях, является отсутствие конструктивных разделений площадей. Его уже дополняют — единое руководство, формальное распределение персонала, «перемешанный» товар и пр.
Так ООО, занимающееся розницейПостановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2019 г. по делу №А71-10587/2018, так же см. Решение АС Томской области от 24.02.2021 по делу №А67-9229/2018, имело в собственности торговое помещение площадью более 150 кв.м. Чтобы остаться в пределах ЕНВД, ООО передало часть площадей в аренду своему же директору в качестве «самостоятельного» ИП, который также занялся торговлей.
При этом предприниматель не озаботился ремонтом — в итоге отделы не были разграничены. Более того, сотрудники работали на оба зала и не было возможности разграничить товар, принадлежащий ИП и ООО. В результате взыскано 13,6 млн. рублей. Интересно, что это был не самый плохой вариант для бизнеса: ФНС присоединила доходы ООО к ИП, а не наоборот. В результате доначислен НДФЛ вместо налога на прибыль.
Разделение площадей и доказательства обеспеченности необходимыми ресурсами в целом — спасительны.
Группа компаний из нескольких ООО занималась розничной продажей различных товаровПостановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2017 г. по делу № А28-5839/2016 .
Одно из них сдавало всем остальным торговые площади. Однако все залы имели конструктивное разделение, а организации - свой штат работников и свое руководство. Деловая цель существования нескольких компаний заключалась в разном ассортименте товаров (женская одежда, товары для дома и др.). В итоге суд установил факт их самостодостаточности и поддержал налогоплательщика. Бизнесу удалось избежать ни много ни мало, а 235,5 млн. рублей доначислений.
Корректное распределение вспомогательных расходов, особенно маркетинговых (самостоятельное проведение рекламных акций с особыми условиями для поставщиков, свое размещение наружней рекламы, проведение рекламных мероприятий и т.п.) еще более усиливают позицию экономической самостоятельности розничных субъектов.
2) Компания на закупе перепродает товар розничным субъектам группы компаний.
Подобная модель имела место в каждом четвертом из «розничных» дел (22%). Успешность ФНС и налогоплательщиков в них оказалась сопоставимой — 60% против 40%.
Губит, как правило, в такой модели:
а) заниженные цены. ФНС установила факт занижения цен при продажах внутри группы компаний: наценка 3% против 6% при торговле с независимыми лицамисноска Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2018 г. по делу №А48-2167/2017;
Спасает:
а) доказательства деловой мотивации. Это может быть, например, специализация деятельности каждого субъекта группы: аптечная сеть (4 ООО) имела одного руководителя и участника, общие вывески, сайт, офис и даже кадровую службу. Казалось бы, взысканий не избежать. Но все инстанции вынесли решения в пользу налогоплательщика, поскольку:
два ООО занимаются оптом, но у них разный ассортимент (медикаменты у одного, расходные материалы у другого);
в) различия в структуре владения. Речь идет не о номиналах, формально включенных в качестве ИП или учредителя «розничной» компании, а о бизнес-решении, при котором для развития розничного бизнеса, для выхода на новые территории или для финансирования открытия отдельного магазина привлекается новый партнер.
3) В каждом десятом случае (10%) дело связано с тем, что группа компаний использует агентский договор (привет сказкам налоговых «копперфильдов», агитирующих за массовое, не подкрепленное реальными бизнес-процессами использование агентских договоров). В большинстве случаев из них (8,4%) агенты занимаются реализацией. В 78% суды установили наличие «схемы».Яркий пример того, что никакой договорный инструмент сам по себе не гарантирует законности моделирования Бизнеса. Напротив, массовое использование тех или иных подходов без учета реальностей конкретного бизнеса ведет вовсе не к моделированию, а к «схемопостроению».
Что спасает: «подкладывание» агентского договора под реальные бизнес-процессы гарантирует его реальное исполнение и правильное оформление: ООО в качестве агента реализовывало топливо взаимозависимого ИП (своего учредителя), при этом компания сама закупала товар и, оказывая транспортные услуги ИП-принципалу, возила его товар от его поставщиков своим покупателям.Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2018 г. по делу №А76-34350/2017