Получение «пассивного» дохода за счет продажи франшизы — мечта, пожалуй, любого бизнеса, особенно, если речь идет о нестандартном формате магазинов, услугах общественного питания или сфере развлечений.
Между тем общая маркетинговая политика, координация цен, единое оформление, акции и скидки, характерные для франчайзинга, в ином контексте могут свидетельствовать об искусственном дроблении бизнеса и дают почву для более пристального внимания к таким отношениям со стороны контролирующих органов.
Особенно после отмены ЕНВД. Когда значимая часть розницы и общепита экстренно подалась во франчайзинг в своих группах компаний, как объяснение объединяющих моментов у новоиспеченных франчайзи на УСН.
Как правило, есть владелец товарного знака (например, ИП Основатель бизнеса). Есть звено, превратившее товарный знак в бренд с сопутствующими стандартами, требованиями и ноу-хау, например ООО Франчайзер. И далее уже оно предоставляет комплекс прав в пользование независимым субъектам, диктуя им определенные правила игры.
Но как показал анализ 450 дел по искусственному дроблению бизнеса, такой признак, как «общие вывески, сайты, обозначения и т.д.» упоминается в 56 % изученных нами судебных дел. В решениях суда против налогоплательщика — в 86%. Наиболее негативный оттенок этот признак имеет, когда отношения по использованию, например, одного товарного знака несколькими субъектами, вообще никак не оформлены.
Примером может служить делоСм. дело № А12-23838/2019, где одним из признаков искусственного дробления бизнеса как раз явилось использование единого телефонного номера для приема заказов под единым товарным знаком и общий сайт. Дополнительно, как правило, ситуация осложняется наличием в группе общих поставщиков, централизованного закупа и логистики, а также единством маркетинговой политики (единая система скидок) и т.д.
Предъявление претензий правообладателю, создавшему, по мнению проверяющих, полностью подконтрольную сеть формально независимых франчайзи, заключивших договор коммерческой концессииСм. дело № А11-2223/2017;
Предъявление претензий самому франчайзи, который был столь успешен, что в целях соблюдения лимитов по применению специальных налоговых режимов, «раздробил» юридическую структуру своего бизнеса, заключив с независимым правообладателем несколько договоров или прибегнув к субконцессии. Ярким примером может служить нашумевшее «Дело KFC».ряд дел № А32-37267/2017, № А32-39950/2017, № А32-41885/2017, № А32-44543/2017, № А32-44581/2017, № А32-44543/2017, № А32-44581/2017, № А32-45354/2017, № А32-46644/2017, № А32-48835/2017 , № А32-50460/2017, № А32-53097/2017, № А32-53098/2017
Здесь претензии касались исключительно выстраивания своей группы компаний самим франчайзи. А там было, к чему придраться:
Мы выделили следующие типовые проблемы в делах об искусственном дроблении бизнеса с упоминанием франчайзинга:
А) отсутствие фактуры, характерной для договора коммерческой концессии. Это случаи, когда договор заключен «на бумаге», при этом отсутствует сформированный комплекс исключительных прав, отсутствует типичное взаимодействие между правообладателем и франчайзи (например, по контролю за франчайзи);
Б) невыплата или неполная выплата роялти. Смысл бизнеса по франшизе — получение дохода, поэтому отсутствие выплат абсолютно нелогично для правообладателя и является весомым доказательством при вменении искусственности в отношениях сторон. Потому что между независимыми контрагентами не могут отсутствовать расчетыСм. дело №А11-2223/2017;
В) продажа товарного знака другому субъекту или собственнику в статусе ИП и затем получение его обратно уже в рамках франчайзингового или лицензионного договораСм. дело №А53-39983/2019;
Г) взаимозависимость сторон договора между собой, что особенно пристально анализируется контролирующими органами. Франшиза предполагает наличие в бизнесе независимых субъектов-франчайзи, действующих отдельно друг от друга. Если все субъекты взаимозависимы — логичен вопрос к реальности франчайзинговых отношений сторон;
Д) предоставление франшизы только одной компании или ИП. Франчайзинговый бизнес предполагает развитие сети, включение в нее как можно большего количества франчайзи и расширение узнаваемости;
Е) смешение сырья, персонала и денежных потоков между франчайзи. Каждый из них — отдельный субъект, независимый от другого. Безусловно, условия договора могут предусматривать взаимное обучение франчайзи друг у друга, возможно какой-то фонд взаимопомощи и предоставления займов, однако все это должно логично укладываться в канву франшизы и иметь деловую цель. Общие склады, отсутствие разделения, единая система закупа у поставщиков - не всегда укладываются в модель франчайзинга.
Что необходимо учитывать при заключении договора коммерческой концессии:
Ответственность франчайзи также может быть индивидуализирована — за невыполнение планов, несоблюдение стандартов работы и досрочное расторжение договора.
Как видим, для сферы франчайзинга характерна определенная практика взаимодействия, отступление от которой влечет налоговые риски обвинений в искусственном дроблении бизнеса.