Ведение предпринимательской деятельности в России сопряжено с высокими рисками. В том числе налоговыми. Примечательно, что даже не используя какие-либо средства оптимизации и уплачивая все положенные налоги, нельзя с металлом в голосе сказать: «проблем точно не будет». Добросовестные поставщики и реальные сделки также попадают в зону пристального внимания налоговых органов.
Справедливо задаться вопросом: почему? С одной стороны, предприниматели в глазах налоговой, выглядят не иначе как жулики. С другой, мы имеем совершенно очевидные проблемы в экономике, решать которые, по всей видимости, будут за счёт «дополнительных» налоговых поступлений в бюджет.
Изменить данную ситуацию налогоплательщики, к сожалению, не могут. Высокие налоговые риски нужно принять и учитывать в своей деятельности.
Налоговый риск – риск переоценки налоговой инспекцией налоговых последствий тех или иных хозяйственных операций.
ФНС ответственно рапортует о победе над «фирмами-однодневками». Основная заслуга - за роботом по имени «АСК НДС-2», который сопоставляет данные из декларации налогоплательщика с данными деклараций его контрагентов и, при обнаружении «разрывов», налогоплательщик получает требование предоставить пояснения Письмо Минфина России от 15 апреля 2019 г. № 03-01-11/26624.
Поэтому отсутствие «проблемных» контрагентов в конкретном бизнесе уже перестало быть своего рода защитой от налоговых рисков.
Внимание инспекторов вновь обращено на пресечение случаев необоснованного применения специальных налоговых режимов, которые также предоставляют возможность снижения уплаты НДС. Это то самое «искусственное дробление бизнеса», под которое может попасть абсолютно всё - от франчайзинга до создания нескольких однотипных компаний одним учредителем. Дьявол, как обычно, кроется в деталях. А о деталях, которые помогут отличить «искусственное дробление» от неискусственного, мы писали ЗДЕСЬ.
Вероятность реализации налоговых рисков в конкретном бизнесе зависит от соответствия критериям, закреплённым в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок 2007 года См. Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@. И 2007 год не должен останавливать, так как все критерии актуальны. Всего их названо 12, однако мы считаем возможным их сгруппировать:
Налоговая нагрузка, рентабельность, доля вычетов по НДС (критерий 1, 3 и 11) Ключевые критерии. Как правило, отстающие по данным показателям налогоплательщики - первые среди потенциальных кандидатов на ВНП. Обобщённые, в рамках всей страны, показатели содержатся в приложении к концепции. Данное приложение обновляется ежегодно. Соответственно, рассчитав налоговую нагрузку и рентабельность за прошлый год, а затем сравнив их со средними по отрасли показателями, налогоплательщик может оценить свои шансы попасть в план проверок.
В части налога на добавленную стоимость внимание уделяется доле заявленных вычетов по НДС. Общий рекомендуемый показатель составляет 0.89.
При этом важно понимать, что показатели в приложении к Концепции усреднённые, а значит могут и будут меняться в зависимости от отрасли и региона.
В качестве дополнительного инструмента для оценки налоговых рисков следует воспользоваться налоговым калькулятором сервиса «Прозрачный бизнес». С его помощью вы получите данные о среднеотраслевых показателях по налоговой нагрузке и рентабельности для конкретного вида деятельности, с учётом особенностей соответствующего региона и «масштабов» бизнеса. Подробнее об открытых информационных ресурсах для анализа прочитайте ЗДЕСЬ.
Кроме того, налоговый орган совершенно точно запросит информацию о том, как налогоплательщик собирается исправлять ситуацию, своего рода антикризисный план.
Аналогичная ситуация с темпом роста расходов. В идеальном мире предприятие ежегодно должно выдерживать +/- одинаковое соотношение доходов и расходов, а лучше сокращать долю расходов за счёт автоматизации, совершенствования технологических процессов и прочего. Тем не менее ситуации бывают разными. Соответственно, если расходы налогоплательщика по каким-то причинам выросли, эти причины нужно выявить и по требованию инспекции озвучить.
Для расчёта темпов роста доходов и расходов можно использовать данные бухгалтерского баланса (отчёт о фин результатах) и декларацию по налогу на прибыль. Показатели доходов (выручка) прошлого периода (например, 2022 г.), делят на показатели позапрошлого (2021 г.) и умножают на 100. То же самое с расходами (себестоимость). Если результат первого расчёта ниже второго, вполне вероятны вопросы от ИФНС.
Отдельно Концепция отмечает критерий для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ (применяющих ОСН). Так доля заявленных ими расходов (профессиональных вычетов) не должна превышать 83% от величины доходов.
Сверить данные по среднему ФОТ в свой отрасли всё также поможет налоговый калькулятор сервиса «Прозрачный бизнес».
Примечательно, что Концепция по планированию ВНП к предельным показателям относит не только величину выручки субъекта и количество его персонала, но также долю участия другого юридического лица в уставном капитале на 25%. То есть такой состав участников также является раздражающим фактором.
В настоящий момент данный признак активно используется в целях выявления схем искусственного дробления.
Полагаем, что фразы, необоснованная налоговая выгода, деловая цель и должная осмотрительность знакомы всем или почти всем предпринимателям. 8 и 12 критерии как раз про это.
Ни в коем случае нельзя отмалчиваться по требованиям ИФНС. Этим налогоплательщик только усугубит своё положение.
Ранее миграция компаний из одной инспекции в другую (в том числе в другой регион) было эффективной тактикой для усложнения налогового контроля. Однако в настоящий момент законодательная база и подход инспекции к смене адреса серьёзно поменялся. Во-первых, переезд из региона в регион существенно удлинёнПереезд в другое муниципального образование выполняется в два этапа, между реализацией которых должно пройти не менее 20 календарных дней. Исключение - переезд на адрес проживания участника с долей более 50 % или ЕИО. В таком случае процедура переезда занимает 5 раб. дней (без учета срока на подготовку документов). . У ИФНС есть достаточно времени, чтобы принять решение о целесообразности налоговой проверки. Во-вторых, при любой миграции предприятия, соответствующая ИФНС проводит тщательную проверку для подтверждения реального местонахождения компании.
Ещё одним неофициальным критерием, привлекающим внимание налогового органа, является благосостояние налогоплательщика. ИФНС нужно не только доначислить, но и взыскать, то есть получить реальные деньги. В этой связи выбирая между двумя компаниями с +/- одинаковыми «залётами», инспекция выберет ту, с которой можно взыскать доначисленное.
Обратимся к статистике. Например, в 2019 году налоговые органы провели 14 167 выездных проверок. Доначислениями завершились 98 % из них. Общая сумма доначисленного, с учётом пеней и штрафов, составила 314 млрд. рублей, то есть в среднем 22,7 млн на одну «удачную» проверку.
В 2021 картина изменилась. ВНП затронули 8 121 налогоплательщиков (из них 7 729 получили доначисления), то есть снижение за 3 года почти в 2 раза. При этом средняя сумма доначислений на проверку выросла кратно — до 49,7 млн.
Разница колоссальная: «минус» 6 тысяч проверок, «плюс» 27 млн доначислений. Всё это говорит о росте эффективности налогового контроля. Тем не менее кроме выездной налоговой проверки, у налоговых органов есть ещё один инструмент, позволяющий пополнить бюджет.
Своего рода предупредительным выстрелом, предшествующим проверке, выступает комиссия по легализации. Данное мероприятие представляет собой переговорный процесс налогоплательщика с инспекцией на тему уточнения налоговых обязательств. В целом вызов на комиссию основывает на критериях включения налогоплательщика в план проверок. Однако, проверка — процесс долгий, договориться о приемлемых для обеих сторон условиях можно гораздо быстрее.
При этом не нужно воспринимать комиссию по легализации как некий устрашающий механизм. Наоборот, это возможность отстаивать свою позицию и продумать стратеги будущей защиты.
активы компании с началом проверки стремительно уменьшаются;
новая компания создаётся в период проверки, а список контрагентов удивительным образом совпадает;
сотрудники должника переводятся на работу в новую компанию и т.д.
Во-вторых, упрощённый порядок привлечения бенефициаров должника к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве. Так, если более 50% требований кредиторов вытекают из налоговой задолженности, вина контролирующих лиц (директора, участников) презюмируется.Подпункт 3 пункта 2 статьи 61.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Очевидно, что данная норма внесена в закон о банкротстве с целью облегчить работу налоговой инспекции и упростить процедуру взыскания с контролирующих лиц долгов их компаний перед бюджетом.
быть адекватными по отношению к текущему уровню налогового администрирования. Избыточно раздробленный, а потом искусственно сочлененный, со срощенным в мутной воде официальным и неоправданно агрессивным управленческим учётом, бизнес становится нежизнеспособным;
предпринимать конкретные шаги для повышения налоговой и имущественной безопасности - возводить редут обороны, что даст возможность выдержать ещё один непростой этап и остаться на плаву. Возможно это только в рамках группы компаний и только в соответствии с организационной структурой бизнеса. Но это уже совсем другая история.