Проверка контрагентов имеет двоякую природу. С одной стороны, проводя её налогоплательщик проявляет должную осмотрительность для исключения налоговых рисков сотрудничества с «техническими контрагентами». С другой стороны, такая проверка важна с точки зрения оценки предпринимательских рисков - рисков невыполнения обязательств контрагентами.
Долгое время при заключении рядовых сделок данный процесс ограничивался запросом учредительных документов, для проверки факта регистрации и наличия полномочий у «подписантов». По настоящему «пощупать» потенциального контрагента могли разве что службы безопасности банков или крупного бизнеса. В среде «равных» финансовую информацию и отчётность показывали неохотно.
Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Стараниями государства огромное количество закрытых данных перекочевало в публичное поле, и то, что ранее было доступно не всем и за дорого, теперь может получить любой желающий.
Информационный модуль, наряду с обычными регистрационными данными по компаниям из ЕГРЮЛ, позволяет узнать:
сведения о налоговых нарушениях, штрафах и недоимках;
среднесписочную численность сотрудников;
размер уплаченных налогов и страховых взносов;
информацию о доходах и расходах.
Особый интерес представляют две последние категории - суммы уплаченных налогов, доходов и расходов. Интересны они постольку, поскольку с их помощью, обратившись ко второму, аналитическому модулю (налоговому калькулятору), любое заинтересованное лицо может получить данные о среднеотраслевых показателях по налоговой нагрузке определённого ОКВЭДа, с учётом особенностей конкретного региона и «масштабов» Зависит от выручки организации. деятельности предприятия, а также сравнить их с фактическими показателями самой организации.
Например, на примере случайного крупного Выручка свыше 2000 млн. рублей в год предприятия, занимающегося строительством жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.2), мы видим отклонение по всем показателям налоговой нагрузки ~ в 2 раза.
Применительно к проверке контрагентов, анализ их налоговой нагрузки позволяет сделать выводы относительно налоговых рисков от сотрудничества. Так, в случае если налоговая нагрузка контрагента существенно ниже среднеотрослевой, это повод задать дополнительные вопросы.
Безусловно, низкая налоговая нагрузка сама по себе не является показателем неблагонадежности. В конце концов, бизнес мог приобретать дорогостоящее оборудование или вкладывать деньги в строительство, за счёт чего и упали показатели. Тем не менее, лучше перепроверить.
Что же касается самоконтроля, то показатели налоговой нагрузки выступают ключевым маркером при планировании выездных налоговых проверок. Соответственно, если организация отстаёт от коллег, необходимо в первую очередь проверить, соответствует ли ваш основной ОКВЭД реальной деятельности, ведь если вы по какой-то причине в качестве основного вида деятельности указали «производство», а сами занимаетесь «оптовой торговлей», отставание будет колоссальным.Например, совокупная налоговая нагрузка для малых предприятий Свердловской области, производящих пищевую продукцию, составляет 7,19, а для оптовой торговли «пищёвкой» - 0,86.
Кроме показателей налоговой нагрузки, калькулятор предоставляет сведения о средней рентабельности продаж и уровню заработной платы. Например, для малых пищевых производств Свердловской области они выглядят вот так:
Ещё одним маркером является среднесписочная численность сотрудников. Юридическое лицо не может работать само по себе, у него должны быть достаточные трудовые ресурсы для ведения деятельности. Конечно, достаточность - это оценочное понятие. Для продажи товара «с колёс» или поиска перевозчиков зачастую и одного директора хватит. Однако, если вы планируете закупить продукцию у производителя, в штате которого 1 сотрудник, то он либо не является производителем, либо оптимизирует «зарплатные налоги».
Кроме того, отсутствие необходимого штата сотрудников для производства продукции или выполнения работ на практике используется как аргумент, подтверждающий, что контрагент не мог выполнить обязательства по договору, а значит их выполнил кто-то иной, ввиду чего в вычетах должно быть отказано.
На основании исследования материалов суд считает, что реальная возможность осуществлять выполнение договорных обязательств у заявленных Обществом контрагентов отсутствовала, поскольку в период совершения спорных хозяйственных операций данные организации не имели необходимых трудовых ресурсов, имущества и транспортных средств.См. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2019 года по делу № А56-50990/2019. Дело прошло три инстанции и устояло в ВС РФ.
Также среднесписочная численность в совокупности с размером уплаченных страховых взносов позволяет прикинуть средние заработные платы в компании конкурента.
В данном случае общая сумма страховых взносов составляет 2185 тыс. рублей, что составляет ≈ 30% от ФОТ. Отсюда получаем примерный ФОТ данного предприятия по году, он равен 7 283 тыс. рублей, а значит на одного работника приходится 234 тыс. на год или 19,5 тыс. в месяц.
У сервиса «Прозрачный бизнес» есть ещё несколько полезных функций. Так, он предупредит вас, если в отношении контрагента внесена запись о недостоверности сведений или его руководитель (участник) является «массовым». Кроме того, есть возможность проверить конкретное физ лицо на наличие ограничений для него по государственной регистрации юр лиц.Ввиду внесения сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ или исключения компании с долгами из реестра.
Анализируя баланс контрагента в целях проявления должной осмотрительности, стоит обратить внимание на строки «Материальные внеоборотные активы» и «Кредиторская задолженность».
Первая строка указывает на наличие (или отсутствие) у предприятия основных средств. Соответственно, если основные средства есть, беспокоиться, что при проведении налоговой проверки вам «прилетит» за отсутствие у контрагента необходимых ресурсов, можно чуть меньше.
Что касается кредиторской задолженности, тревожным маркером является её «зависание». Если кредиторка перетекает из года в года или даже растёт, стоит задуматься о её природе и налоговых рисках, которые могут быть накоплены таким контрагентом.
Возможность посмотреть баланс ценна и с точки зрения предупреждения предпринимательских рисков. Полагаем, решая вопрос об отгрузке товара с предоставлением отсрочки платежа, важно иметь представление о структуре баланса, и данные о наличии значительной «кредиторки» или убытков.
о членстве в СРО;
о выданных (и отозванных) лицензиях;
о заключенных лизинговых договорах.
Первые два пункта важны при привлечении подрядчиков, для реализации проектов, требующих наличия лицензии или участия в СРО. Приостановление действия лицензии или её аннулирование, а также прекращение членства в СРО в ходе выполнения обязательств по договору безусловно негативно повлияют на право заявить вычеты по НДС.
Информация о заключенном контрагентом лизинговом договоре подтверждает наличие средств производства (оборудования или транспорта). Кроме того, заключая данный договор, лизинговая компания совершенно точно проводила проверку предприятия и, в случае если бы она сочла его неплатёжеспособным, с большой долей вероятности договор с ним не был бы заключен.
Полагаем многие так или иначе сталкивались со специализированными системами проверки контрагентов. Как правило, в них присутствует весь функционал, который мы описали выше. Дополнительно, через данные сервисы можно получить информацию:
о связанных организациях;
об участии в гос закупках;
о размещённых вакансиях;
об интернет-сайтах;
о наличии полученных сертификатов и деклараций соответствия на продукцию;
о наличии товарных знаков.
Первый пункт позволяет оценить возможные действия контрагента исходя из истории жизни связанных с ним организаций. Например, если руководители компании практиковали техническую ликвидацию юр лиц через присоединение или ранее бросали компании, нельзя исключать, что делали они это ввиду накопленных налоговых рисков, препятствующих добровольной ликвидации. И соответственно, нельзя исключать накопление таких рисков на новой компании.
Так участие в гос закупках и размещение вакансий по аналогии с наличием судебных дел, косвенно подтверждает ведение контрагентом деятельности.
Что же касается товарных знаков и сертификатов, то они подтверждают право контрагента реализовывать соответствующую продукцию.
В завершение важно подчеркнуть, что процедура проявления должной осмотрительности не сводится к одному лишь сбору информации о потенциальном контрагенте. На основании полученных сведений налогоплательщик должен сделать адекватный вывод относительно того, стоит ли ему сотрудничать с таким контрагентом или нет.
Соответственно, если по результатам проверки вы установили, что потенциальный подрядчик не имеет строительной техники, в его штате 1 сотрудник, а адрес регистрации очевидно «покупной», но всё же решили заключить с ним договор подряда, не стоит удивляться, что при оспаривании претензий ИФНС относительно предъявленных им (подрядчиком) вычетов по НДС вся проделанная работа по проверке никоим образом не подтвердит проявление должной осмотрительности.