Неоднократно в выпусках нашей рассылки мы подчеркивали, что в отечественной правовой системе можно найти достойные юридические инструменты для защиты имущественных интересов собственников, закрепления правил игры между ними, фиксации условий и гарантий инвестиционных проектов и т.п. Соглашения акционеров и другие способы бесконфликтного сосуществования собственников бизнеса Одним из подобных инструментов является такая организационно-правовая форма юридического лица как Хозяйственное партнерство. Вынуждены обратить на него особое внимание, поскольку на сегодняшний день всего 21 компания такого вида создана на территории России, начиная с 2011 года, несмотря на все очевидные плюсы.
Напомним, что Хозяйственное партнерство - это коммерческая организация. Минимальное количество членов - 2, максимальное - 50. Его фундаментальная особенность заключается в возможности участниками этой компании (партнерами) максимально гибко и исключительно по своему усмотрению определять в Соглашении об управлении партнерством любые «правила игры». Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»
различный объем прав и обязанностей разных участников партнерства, в том числе на участие в управлении партнерством непропорционально доле в складочном капитале;
порядок и условия приема новых участников, выхода старых, в том числе при наступлении или ненаступлении определенных событий;
приоритет прав одних участников перед другими, а также иные условия, необходимые в связи с различными условиями реализации бизнес-проектов;
свою структуру органов управления и объем их компетенции и др.
Есть, конечно, некоторые законодательно установленные минусы - например, хозяйственное партнерство не может быть участником (учредителем) других юридических лиц, что исключает возможность использования этой формы в качестве управляющей компании, владеющей организациями в группе:
Замкнутой структурой юридических лиц управляет хозяйственное партнерство, выполняя функции единоличного исполнительного органа Управляющая компания: сила притяжения Фактически Партнерство принимает решения за каждое юридическое лицо, будучи представителем его мажоритарного (а то и единственного) участника. Именно в рамках Хозяйственного партнерства гибко отрегулированы все отношения между партнерами. В этом варианте нельзя распределять дивиденды, но эта проблема может быть решена за счет обеспечения иного центра формирования прибыли (источника выплат собственникам) в группе компаний.
Именно гибкость в регулировании отношений делает привлекательным Хозяйственное партнерство для использования в юридическом регулировании инвестиционных проектов Стартап в законе! Как упаковать новый инвестиционный проект
Пример: есть раскрученная торговая марка сети баров, обкатанные временем стандарты обслуживания и опыт. Для развитии сети собственники готовы принять в состав партнеров иных лиц, готовых финансово вложиться в развитие конкретных точек общепита. При этом собственники желают именно участвовать в прибыли каждой точки. В свою очередь привлекаемые инвесторы хотят не только «брендовой» поддержки, но и гарантий выкупа сетью отдельного бара при наступлении определенных событий. Очевидно, что в рамки договора франчайзинга эти отношения не укладываются полностью. По этой причине экспертами Центра taxCOACH был предложен следующий вариант:
Создается Хозяйственное партнерство, на которое регистрируется товарный знак. При этом собственники бизнеса на этом этапе уже регулируют хитрые отношения между собой. Одновременно определяются условия привлечения инвесторов в состав членов Хозяйственного партнерства. Их объем прав несколько снижен в сравнении с правами собственников. Так, например, они получают доход только от прибыли исключительно своего бара, не имеют права принимать решения в части использования торговой марки и имущества компании.
Вступая в партнерство, инвесторы вносят определенную сумму денег, которая должна пойти на развитие отдельного (их) бара. Эти средства, вместе с дополнительными вложениями собственников, передаются уже конкретном юридическому лицу или ИП в качестве займа вместе с правом пользования торговой маркой и помещением для бара. Такой вариант обеспечивает владельческий контроль собственников Механизмы защиты собственности и их совместимость с налоговой оптимизацией в случае нарушения инвестором условий сотрудничества и стандартов сети есть возможность быстро прекратить существование конкретного бара, поскольку деньги и имущество предоставлено Хозяйственным партнерством. В свою очередь, инвестор при наступлении подобных условий может потребовать выкупа своего вклада в партнерстве по заранее установленной цене. Также прописаны гарантии обеих сторон на случай финансовой неудачи деятельности бара. Прибылью для Хозяйственного партнерства станут проценты по займам, оплата пользования ТЗ. Основную часть прибыли Инвестор получит на уровне своей компании, непосредственно занимающейся баром.