Уже более чем два года действует федеральный закон, регулирующий уникальную для российского права договорную конструкцию - инвестиционное товарищество. Об ее особенностях и возможностях применения мы подробно рассказывали в рассылке
Вопросы владения бизнесом: чем может помочь договор инвестиционного товарищества
Напомним несколько значимых задач, которые подсилу решить данному договору:
- возможность юридического закрепления согласованных долей собственников в бизнесе (в том числе и в имуществе) в ситуациях, когда есть несколько направлений бизнеса и компаний, в которых доли собственников распределены по-разному;
- обеспечение скрытого владения по желанию кого-либо из участников договора;
- возможность аккумулирования прибыли от одних бизнес-проектов и инвестирования ее в другие с полным обособлением каждого направления и минимальными налоговыми последствиями;
- распределение зон ответственности исходя из компетенции и роли каждого участника договора;
- гибкий порядок принятия решений (исходя из функций каждого участника, определение последнего голоса за тем или иным собственником по определенному кругу вопросов и т.д.).
Несмотря на столь полезный потенциал договора за весь период действия закона об инвестиционном товариществе в Свердловской области, в частности, не зарегистрировано ни одного договора. Предполагаем, что причиной тому являлась недостаточная проработанность положений Закона, вопросов налогообложения и отсутствие каких-либо разъяснений со стороны компетентных органов, что затрудняет и согласование условий договора с нотариусом. Часть проблемных моментов устранена 02 августа, когда вступили в силу изменения, внесенные федеральным законом от 21.07.2014 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе».
Существенным новациям в регулировании института и будет посвящена сегодняшняя рассылка.
1) Самое важное изменение, на наш взгляд, - это новая формулировка предмета договора, определение того, что понимается под совместной инвестиционной деятельностью товарищей. Такая деятельность теперь предполагает объединение для осуществления инвестирования общего имущества в объекты инвестирования
пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.11. 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (это могут быть и девелоперские проекты, и дорожные работы, и участие в долях/акциях юридических лиц, приобретение имущества и т.д.).
Отметим, что до 2 августа под такой деятельностью понимался более узкий круг действий - приобретение, отчуждение акций, долей и т.д.
Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
ст. 3 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в действующей редакции
Таким образом, исходя из нового определения, инвестиционное товарищество может не только быть владельцем долей, акций и иных ценных бумаг, но и быть участником инветиционного проекта напрямую, например как сторона договора инвестирования любого иного договора, предполагающего вложение инвестиций/опосредующего участие в инвестпроекте.
Очевидно, что это поспособствует увеличению в дальнейшем количества заключаемых договоров инвестиционного товарищества.
2) Изменилась часть императивных требований к условиям договора:
Так, смягчается запрет на рекламу деятельности товарищества. Теперь возможно размещать информацию о договоре на собственном сайте товарищества и других сайтах в интернете. Ранее введенный полный запрет на рекламу деятельности выглядел странно, ограничивал и приток инвестиций и участников в товарищество, и привлекательность самого инструмента.
Значительно упрощен порядок передачи в качестве вклада в общее имущество неденежных активов: недвижимости, интеллектуальной собственности и т.д.
Привилегия внесения неденежных вкладов раньше была только у управляющих товарищей (что было не совсем понятно, поскольку инвестиции могут носить не только денежный характер). Теперь неденежный вклад может внести любой товарищ (и управляющий, и просто вкладчик).
К тому же, если ранее для неденежного вклада обязательно требовалась оценка профессионального оценщика, то сейчас договором можно предусмотреть иной порядок оценки стоимости вклада. Таким образом, участники договора могут сами оговорить, каким образом проводить оценку (например, по договоренности между собой), что значительно упрощает возможность внесения какого-либо имущества, долей, акций в качестве вклада в инвестиционное товарищество, что также значительно упрощает организацию деятельности товарищей в рамках договора.
Закон также отмечает, что при передаче в общее имущество товарищества недвижимости, иных объектов, сведения о которых подлежат обязательной регистрации, необходимо внести соответствующие регистрационные записи о смене владельца объекта на инвестиционное товарищество в лице управляющего товарища, на которого договором возложена функция управления общим имуществом. Остальных товарищей в качестве собственников в соответствующих реестрах госорганов видно не будет.
При этом в состав общего имущества может быть внесено как собственное имущество, так и находящееся в доверительном управлении, в случае если доверительный управляющий является участником договора. Право собственности на такое имущество к товариществу в таком случае не переходит.
Аналогично, предполагаем, могут быть внесены и арендные права, лицензионные соглашения и т.д. Таким образом может быть обеспечено в том числе и скрытое владение активами.
Также уточнен порядок присоединения к договору новых товарищей, изменение договора и т.д.
Важным нововведением является возможность заключения договора инвестиционного товарищества путем присоединения к уже существующему договору в целом намеренного участвовать в нем лица. В этом случае управляющим товарищем и таким лицом заключается соглашение о присоединении, определяющее условия, порядок и сроки внесения новым участником вклада в общее дело. Изменений в договор при этом вносить не требуется. Это значительно упрощает порядок включения в состав новых товарищей и проведения процедуры нотариального удостоверения увеличения состава участников договора - регистрировать у нотариуса потребуется только соглашение о присоединении.
Все это говорит о смягчении правил в отношении договора и передаче большего количества вопросов на разрешение самим товарищами, что увеличивает возможности договора в юридическом закреплении реальных договоренностей сторон.
3) Значительно изменены правомочия, обязанности и статус управляющего товарища.
В первоначальной редакции закона статус управляющего товарища определялся договором и выданной ему остальными товарищами доверенностью. Таким образом, управляющий товарищ являлся представителем остальных участников договора в рамках полномочий, оговоренных в доверенности.
Новая редакция предполагает, что управляющий товарищ правомочен на действия в интересах остальных участников в силу самого договора и доверенности от остальных товарищей ему не требуется. По сути он получает как бы статус руководителя по аналогии с юридическими лицами и обязан указывать, что действует в рамках договора инвестиционного товарищества в сделках, заключаемых с третьими лицами.
Руководящая роль управляющего товарища прямо отражена в новом законе: в первую очередь, именно он принимает решения по общим делам товарищества, если иной порядок принятия решений товарищи не предусмотрели в договоре.
Также, учитывая, что управляющих товарищей может быть несколько, руководящие функции между ними возможно разделить (например, в случае осуществления товарищем лицензируемой деятельности, по разным проектам, направлениям деятельности, исходя из их компетенции и т.д.). При этом за последствия действия в рамках своей деятельности все управляющие товарищи несут солидарную ответственность.
Таким образом, закон позволяет максимально гибко подойти к распределению обязанностей между товарищами, определению ответственных лиц и порядку принятия решений по определенным вопросам. Так, договором может быть предусмотрен инвестиционный комитет (включающий в себя всех или часть товарищей), который будет решать наиболее важные вопросы (например, одобрение определенных сделок, включение в состав новых товарищей и т.д.). При этом порядок голосования в комитете возможно определить в договоре по разным вопросам совершенно разными способами (исходя из размеров вкладов, по одному голосу у каждого товарища, иным способом). Ранее закон прямо предусматривал, что каждый товарищ в комитете имеет один голос. Это делает возможным отразить в договоре практически любые договоренности товарищей по вопросам управления и принятия решений.
По аналогии с юридическими лицами также вводится обязанность по ведению управляющим товарищем реестра участников договора и предоставления сведений из него по требованию имеющих на это право государственных органов, иных лиц. Таким образом, сведения о составе участников договора теперь содержатся в самом договоре, хранящемся у нотариуса, в налоговой инспекции и у управляющего товарища. В самом ЕГРЮЛ при этом, а также в иных реестрах госорганов, например по недвижимости, видно только управляющего товарища и реквизиты договора. Сведений о других товарищах там не содержится. К тому же товарищ теперь вправе участвовать в договоре через посредника, заключив с ним, например, агентский договор. В этом случае даже в самом договоре инвестиционного товарищества будет виден только посредник, реальный инвестор останется за кадром.
Таким образом, учитывая все положительные изменения в части регулирования договора инвестиционного товарищества, можно говорить о том, что для обличения в юридическую форму деятельности по отдельным инвестиционным проектам, ведения разных направлений деятельности и гибкого регулирования отношений инвесторов - это одно из наиболее удобных и подходящих решений.
Однако, конечно, не обошлось и без негативных моментов: в договоре ИТ больше не смогут участвовать физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей, что разрешалось ранее. Однако если до 02 августа индивидуальный предприниматель уже стал участником договора инвестиционного товарищества, он вправе продолжать в нем участвовать. Это, конечно, является негативным моментом, поскольку не всем частным инвесторам захочется участвовать в договоре не лично, а через юридическое лицо. Возможно это связано в нюансами привлечения ИП к ответственности, однако, инициаторы внесения изменений такое свое решение никак не объясняют.
Также, несмотря на существенное увеличение сферы применения договора в инвестиционной деятельности в пояснительной записке к федеральному закону от 21.07.2014 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» говорится о том, что другие нормативные акты редактированию в связи с изменениями не подлежат. Однако, например в форме о предоставлении финансового результата деятельности инвестиционного товарищества, которая должна ежеквартально направляться в налоговый орган, предусмотрен расчет результата только в отношении операций с ценными бумагами, долями и акциями. При этом понятие инвестиционных объектов, как мы уже выяснили, намного шире. Каким образом в этой форме рассчитывать финансовый результат по иным сделкам товарищества пока неясно - возможно изменения все таки потребуются, уже исходя из практики деятельности инвестиционных товариществ, которых в Россси пока единицы.