Безналоговая передача имущества внутри холдинговых структур предусмотрена пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Закономерно предположить, что такая возможность предусмотрена как для случаев передачи имущества от материнской компании дочерней, так и наоборот.абз. 1 и 2 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ
Однако, как показала практика, правомерность безвозмездной передачи имущества от «дочки» к «маме» не всегда укладывается в понимании как налоговых, так и иных органов и лиц.
Считая такую передачу дарением, которое запрещено между коммерческими организациями ст. 575 ГК РФ, налоговые органы не раз пытались привлечь к налоговой ответственности и доначислить налог компаниям. Причем в одних случаях суды вставали на сторону налоговых органов, придерживаясь той позиции, что пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не может быть применен в отношениях между коммерческими организациями, со ссылкой на ст. 575 ГК РФ Постановление ФАС Московского округа от 28.08.2008 г. № КА-А40/7643-08-П. В других, высказывали противоположную точку зрения, поддерживая налогоплательщика. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 06.12.2007 г. по делу №А65-5602/2007-СА1-7 указал, что «передача имущества учредителю не противоречит положениям статьи 575 ГК РФ, поскольку указанная статья не подлежит применению».
В своих выпусках рассылки мы неоднократно указывали на возможность безналоговой передачи имущества от дочерней компании материнской, поскольку их отношения находятся в «вертикальной» плоскости власти и подчинения.
Теперь, наконец-то, появилась возможность поставить точку в этой затянувшейся дискуссии: на рассмотрение Президиума ВАС РФ передано дело, касающееся передачи имущества внутри холдинговой структуры (Определение от 3 октября 2012 г. по делу № ВАС-8989/12). Обстоятельства дела следующие.
Общество решило приобрести у своей дочерней компании (доля 99,99996%), объекты недвижимости для создания новых производств. Совет директоров дочерней компании принял решение о передаче объектов недвижимости Обществу (материнской компании). Стороны оформили акты приема-передачи имущества, но управление Росреестра отказалось зарегистрировать переход права собственности.
Регистрирующий орган сослался на то, что у Общества (материнская компания) «отсутствуют какие-либо вещные права на имущество дочерней компании, а действующим законодательством не предусмотрена возможность добровольного отказа общества от собственного имущества. К тому же сделка между обществом и дочерней компанией является безвозмездной, так как не предусматривает никакого встречного предоставления, поэтому является ничтожной».
Отказ Росреестра зарегистрировать переход права собственности по безвозмездной сделке Общество обжаловало в суде, но суды трех инстанций отказали в удовлетворении его требований. Руководствуясь пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ, судьи указали на невозможность осуществления дарения в отношениях между коммерческими организациями.
ВАС РФ, передавая дело в Президиум, посчитал квалификацию сделки как дарения ошибочной. Тройка судей пришла к выводу, что безвозмездность сделки – далеко не единственный признак договора дарения. «Дарение имущества предполагает наличие волеизъявления дарителя, намеревающегося безвозмездно передать принадлежащее ему имущество иному лицу именно в качестве дара (с намерением облагодетельствовать одаряемого), а не по какому-либо другому основанию, вытекающему из экономических отношений сторон сделки».
Экономическая целесообразность в отношениях дочернего и основного общества может вызвать необходимость и обратной передачи имущества от дочернего общества к основному. При этом отсутствие прямого встречного предоставления является особенностью взаимоотношений основного и дочернего обществ, представляющих собой с экономической точки зрения конструкцию «единого экономического субъекта». А учитывая подконтрольность дочернего общества материнской компании и общие цели их экономической деятельности, для реализации которых может возникать необходимость в перераспределении имущества (ресурсов) между основным и дочерним обществом, квалификация любых совершаемых между такими лицами сделок по передаче имущества без встречного предоставления в качестве дарения является ошибочной.
Надеемся, что исход данного дела будет положительным для бизнес-сообщества и Президиум ВАС поддержит позицию, высказанную тройкой судей.
Ведь содержащийся в Определении подход, в целом, может облегчить деятельность взаимосвязанных юридических лиц или, как указано в самом определении, «расширить возможности оптимизации деятельности». При этом права и интересы участников (акционеров) и кредиторов дочерней и основной компаний, страдать не должны: «их интересы защищаются положениями законодательства о банкротстве и нормами об ответственности лиц, имеющих право давать обязательные указания».